|
| |
Сообщение: 196
Зарегистрирован: 09.06.09
Откуда: страна Волшебная, город Изумрудный
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 02.09.09 15:00. Заголовок: Воинские искусства и русские монастыри!!
ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА И РУССКИЕ МОНАСТЫРИ Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани. (Пс. 143,1) Относительно боевых искусств среди нашей молодежи успела сло-житься традиция восхищения мона-хами китайского монастыря Шао-линь. Конечно, русские монастыри не были центрами подготовки про-фессиональных воинов, однако это с какой стороны посмотреть. Обра-тимся к историческим фактам. Монастыри на Руси строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли со-бой крепости, очаги сопротивления неприятелю. Находясь в непосред-ственной близости к рубежам Ро-дины, они всегда были готовы к от-ражению нападения врага. Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства, а старцы, умудренные подвижники и молитвенники, нередко предводи-тельствовали вылазкам на непри-ятеля, учили и наставляли на ратный подвиг, на защиту Отечества и веры Православной. Так в 1609 году при осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками гет-манов Сапеги и Лисовского в ле-тописи Лавры рассказано об уча-стии старцев монастыря: «Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех пол-ках... Старцы же Сергиева мона-стыря ходяще в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабрившися и бьяхуся крепко, глаголюще друг другу: «Умрем братие за веру христианскую». (Авраамий Палицын) Так иноки лавры встали на сте-ны монастыря, защищая обитель Святой Троицы от литовско-польских войск — сбивая пистонерами литовских удальцов. Или другой пример — участие монахов Пересвета и Осляби в Ку-ликовской битве, на ратный подвиг которых наставлял святой Сергий Радонежский, он же благословил на битву и князя Дмитрия Ивановича Донского. Другой русский монастырь — Псково-Печерский — был осажден войсками Стефана Батория в фев-рале 1611 года. Летопись монас-тыря сообщает, как 27 апреля ночью неприятель стал обстреливать монастырь из пушек, на что иноки ответили утренней вылазкой — выг-нали неприятеля из укреплений, взя-ли пленных и пушки. «Иноки и бельцы выидоша поутру из града и бишася с ними и выгноша их ис ту-ров, оныих побиша, а иных живых во град приведоша, оружие поимаша и наряду взяша три пушки... и повлекоша во град». В другом месте читаем: «ставша противу ополче-нию их со оружием и бысть бой велий у всех приступов»... Упомянем и Соловецкий монастырь-крепость, неоднократно отражавший нападения ливонцев и шведов 1571 г., 1582 г., 1611 г. Позднее монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформ патриарха Никона, в течении 8 лет выдерживали осаду регулярных царских войск («соловецкое сиде-ние») и, если бы не предательство, открывшее лаз в монастыре, держа-лись бы и дольше. Интересно, мо-гут ли китайские монастыри, в том числе и Шаолинь, похвастать побе-дами в подобных военных предпри-ятиях, тем более с таким размахом. Так, летописи повествуют о том, что в русских монастырях жили воины, защитники отечества, с оружием и врукопашную защищавшие веру Православную. Каждый мужчина на Руси был воином, муж-чина, чин-воинский. При крещении человек становил-ся духовным воином ~ воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция, когда старые воины постригались в монахи, например, у запорожских казаков было два мо-настыря. Тем самым их воинский путь продолжался на духовной стезе, они имели и постоянную духовную прак-тику. Например, умная молитва, сер-дечная сосредоточенность, созерцание Исихия. Эта практика непосред-ственно связана с соединением ды-хания и ритма сердца с молитвой — самодействующая сердечная молит-ва. Подобная молитвенная практика в единстве с воинским опытом позволяла таким людям совершать вы-дающиеся ратные подвиги, которые были для них делом обыденным. Сми-ренно и верно служили монахи Богу, ратно — Отечеству. Стремления же их были на другом пути — пути ду-ховном, пути стяжания Духа Святого. Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень много бывших военных, само послушание которых сродни воинскому. Если же вы хотите узнать подробнее, приезжайте в Троице-Сергиеву Лавру. Наверно, вы помните Великую Отечественную войну, битву за Сталинград, дом Павлова. А ведь Павлов жив, сейчас это монах-старец Кирилл, духовный наставник Троице-Сергиевой Лавры и патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О том, как нужно поступать пра-вославному воину, есть точные слова: Любите врагов своих, Гнушайтесь врагов Христа И бейте врагов Отечества. В заключение приведем слова святителя Филарета, митрополита Московского, из обращения к воинам: «Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими, живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества». Андрей Каримов март 1993 г.
|