|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 15.07.09 23:56. Заголовок: Язычество: крайности глобализма и антиглобализма
Интересная статья. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма У язычества нет одного "ответа" на "вызов" глобализации, но есть два: первый связан с радикальным антиглобализмом и, как правило, национал-социализмом и фашизмом, второй — с радикальным глобал-оптимизмом и, зачастую, радикальным демократизмом и либерализмом Сохранение и развитие языческих религий в современном мире — одно из парадоксальных проявлений глобализации. Для всякого язычеcтва одной из центральных категорий религиозной жизни является категория "рода". Иными словами, в рамках языческого мировоззрения человек рассматривается как представитель определенной популяции живых существ, "рода", все его мысли и поступки должны определяться его связями с "братьями по роду", и с окружающим "природным", — то есть, географическим, климатическим и проч. — контекстом. Традиционно языческие религии ограничивают себя рамками того или иного этноса (народа, нации), который они понимают как некую "надродовую" структуру. Общественным мнением предполагается, что в целом вследствие глобализации в современной культуре нивелируется значение родового и этнического фактора, и, соответственно, родовые и этнические религии обречены в будущем на вымирание. Однако существование и развитие языческих религиозных движений практически во всех странах мира свидетельствует о том, что ситуация как минимум неоднозначна. Ниже я попытаюсь показать, что языческое мировоззрение, а вместе с ним — и категория "рода" в религии, отнюдь не исчезают в связи с глобализацией. Более того, глобализационные процессы только подстегивают развитие язычества. Причем это развитие интересно тем, что оно достигается самыми разными, подчас противоположными способами: порой язычники противостоят глобализации, порой — довольно активно к ней приспасабливаются. Основной тезис моего доклада следующий: особенность реакции языческих религий на глобализационные процессы в том, что они почти всегда выбирают "крайнее" решение. Отсюда можно сказать, что у язычества нет одного "ответа" на "вызов" глобализации, но есть два: первый связан с радикальным антиглобализмом и, как правило, национал-социализмом и фашизмом, второй — с радикальным глобал-оптимизмом и, зачастую, радикальным демократизмом и либерализмом. Способность современного язычества к столь разнородным проявлениям, по-видимому, связана и с фундаментальными особенностями этой религии. Одним из ключевых понятий, на которых основывается языческая религия, является понятие "традиции". Под "традицией" в язычестве понимается набор установок, помогающий человеку жить в гармонии с окружающим миром. "Традиция" не тождественна "культуре" в европейском понимании этого слова. Для языческой "традиции" важна такая черта как ее "невыявленность", "неявность". В языческой картине мира "традиция" всегда отнесена к сфере "становления", "незавершенности". Язычников всех видов объединяет представление о том, что по сути своей "традиция" предвечна, однако единого мнения о том, как следует относиться к ее историческим формам, в язычестве нет. Таким образом, "традиция" может осмысливаться в равной степени в реставрационном и в инновационном духе. Можно направлять все усилия на то, чтобы в мельчайших деталях сохранить традиционный уклад жизни, традиционный быт, традиционную мораль, а можно — на то, чтобы тот жизненный уклад и та мораль, которых язычник придерживается, соответствовали той самой предвечной "Традиции", и постоянно обновлять их, если потребуется. Отсюда и разные направления среди язычников: с одной стороны, реконструкторы старины и те, кого интеллектуалы-язычники называют "ряжеными", с другой — современные язычники-новаторы, сознательно создающие новые религии и новые идеологии. В условиях отсутствия какого бы то ни было понятия "ортодоксии" языческий религиозный мир в равной степени поощряет и то, и другое.
|